Параплан TATTOO (DHV 2)
История разработки
После огромного успеха семейства Radon (Artax, Aeron, Radon), мы проанализировали отзывы многих
пилотов, и составили список задач, которые необходимо было реализовать в следующих моделях.
Главной задачей было создать комфортабельный параплан с более легким управлением: меньшее усилие
на клевантах, лучшая маневренность при меньшем ходе клевант. Для создания такого крыла было
изготовлено большое количество прототипов.
После попыток модифицировать Aeron, которые не привели к желаемым результатам, мы попытались
использовать иную форму в плане, другие аэродинамические профиля и проигрались с различными
вариантами нагрузки крыла. Еще мы экспериментировали с арочностью крыла, геометрией клевант
и стропной системой.
Мне потребовалось около 20 прототипов, чтобы получить крыло, которое удовлетворяло бы нашим
запросам. В конце концов, нам удалось найти удачный баланс:
- Нагрузка на клевантах легкая, но с хорошей обратной связью.
- Крылу необходим лишь маленькое воздействие для маневра, но ход клевант остается достаточно
большим.
- Не смотря на то, что разворот у крыла быстрый и динамичный, возможность обработки слабых
термических потоков у него лучше, чем у предшественников.
Другой задачей было сделать крыло для широкой группы пилотов. Это должен быть нормальная "продвинутая
интермедия" (high level intermediate), без особо высоких требований к пилоту. Поэтому Tattoo
обладает высоким уровнем безопасности: складывания происходят мягко и дают пилоту достаточно
времени на реагирование. Нет тенденций к перехлесту строп, и достаточно легко контролируется
даже экстремальный маневр.
И последнее, но не мене важное условие, новое крыло должно было обладать лучшими летными характеристиками,
чем его предшественники. И нам удалось найти аэродинамический профиль, который обладает мягким
поведением при складываниях, очень скоростной и устойчивый. Нам немного повезло: уже одна из
первых летных схем получилась очень удачная, и требовались незначительные доработки, чтобы сделать
крыло для запуска в серийное производство. В случае Tattoo удачный аэродинамический профиль
- это ключевой момент хороших летных характеристик. Т. к., удлинение крыла у Tattoo даже немного
меньше, чем у Aeron-а.
В дополнении к этому, высокий запас устойчивости аэродинамических профилей, позволил применить
схему стропной системы, которая была вычислена компьютером с оптимизаций под лучшие летные характеристики.
Таким образом, нам не пришлось идти на какие-либо компромиссы (например, искусственно увеличивать
угол атаки профилей на законцовках крыла), для того, чтобы обеспечить сертификацию крыла по
классу DHV-2.
Совместно с более "чистой" задней кромкой, эти усовершенствования позволили Tattoo иметь даже
лучшие летные характеристики, чем у Aeron. А это о многом говорит, ведь Aeron оставался лидером
по летным характеристикам в классе DHV-2, когда была представлена Tattoo.
Для достижения хороших летных характеристик и устойчивости на больших скоростях (с акселератором),
акселератор изменяет форму аэродинамического профиля и его характеристики: при нормальной скорости
аэродинамический профиль оптимизирован под обработку термических потоков, а с акселератором
под скорость и устойчивость по тангажу.
Технические отличия
Tattoo имеет следующие отличия от Aeron:
- уменьшено на 1 количество секций с каждой стороны (в районе "ушей"): меньше морщин
- профиля абсолютно новые: лучше летные характеристики, мягче складывания, лучшая управляемость
- более агрессивную нагрузку на крыло: управление, устойчивость крыла
- арочность купола, более длинные стропы: управление, устойчивость к раскачке
- геометрия стропной системы (на Tattoo имеется D-ряд): более контролируемая задняя кромка,
лучшее управление
- меньшая площадь: большая скорость, динамика
- некоторые внутренние изменения (отверстия, диагонали…): лучшее наполнение, жестче крыло,
чище подъем
- спидсистема
Что осталось прежним:
- стреловидность купола
- позиции воздухозаборников
- те же материалы: Tattoo сделан из того же стойкого гельвенора, который позволяет нам давать
1 год общей гарантии и 3 года на материалы!
Основные характеристики
Tattoo среднее крыло класса DHV-2 для опытных пилотов. Обладает очень динамичным управлением,
необыкновенными возможностями для полетов в термических потоках, высоким летным качеством и
скоростью.
Мягкая нагрузка на клеванты, непосредственная реакция на воздействие пилота и очень сбалансированное
безопасное поведение позволяет осуществлять продолжительные и приятные полеты, в том числе и
в сложных условиях.
Tattoo в большей степени удивила наших тест-пилотов своими возможностями динамических полетов
в термических потоках и своей откровенной безопасностью.
Варианты расцветки
параплан TATOO |
XS
|
S
|
M
|
L
|
Коэффициент масштабирования |
0.93
|
0.957
|
1.02
|
1.065
|
Пролет крыла в проекции (м) |
9.16
|
9.6
|
10.05
|
10.49
|
Площадь поверхности в проекции, кв.м. |
19.61
|
21.55
|
23.59
|
25.71
|
Пропорция в проекции |
4.28
|
4.28
|
4.28
|
4.28
|
Пролет крыла на плоскости (м) |
11.17
|
11.72
|
12.26
|
12.8
|
Площадь поверхности на плоскости, м2.
|
22.5
|
24.73
|
27.07
|
29.51
|
Пропорция на плоскости |
5.55
|
5.55
|
5.55
|
5.55
|
Диаметр стропы, мм |
1/1.2/1.45
|
Длина стропы, м |
7.25
|
7.61
|
7.96
|
8.31
|
Потребление (расход) line, м |
352
|
369
|
387
|
404
|
Максимальная хорда, м |
2.46
|
2.59
|
2.71
|
2.83
|
Минимальная хорда, м |
0.61
|
0.64
|
0.67
|
0.7
|
Вес, кг |
5.5
|
6
|
6.5
|
7
|
Официальный взлетный вес1,кг |
65-85
|
80-100
|
90-110
|
100-130
|
Количество мест |
1
|
1
|
1
|
1
|
AFNOR |
perf.
|
perf.
|
perf.
|
perf.
|
DHV |
2
|
2
|
2
|
2
|
|